Дорожный каток
Прочность и долговечность дорожного покрытия в большой степени зависит от качества его уплотнения. В дорожном строительстве уплотнения производят путем укатки, трамбования, вибро-уплотнения. При укатке воздействие механической нагрузки способствует сближению частиц уплотняемого материала, увеличивая его прочность и вязкость, уменьшая водопроницаемость. В результате рыхлая смесь образует новый материал, по свойствам существенно отличающийся от исходного. Периодически поднимая и опуская тяжелую плиту на поверхность уплотняемого материала достигается большая глубина уплотнения. Этот способ называется трамбованием. На качество уплотнения этим способом влияет масса плиты, частота удара, скорость падающего груза. Кинетическая энергия колеблющейся массы лежит в основе виброуплотнения. В результате колебания разные по размеру и массе частицы получают различные ускорения, более мелкие частицы, перемещаясь, заполняют пространство между крупными. Благодаря этому происходит уплотнение материала.
Для уплотнения и разравнивания асфальтобетонных, битумоминеральных смесей, грунта, песка или гравия при строительстве и ремонте дорог, используется дорожный каток. По конструкции выделяют гладковальцовые, кулачковые, решетчатые, пневмоколесные и комбинированные дорожные катки.
Асфальтовый каток, к которому мы больше привыкли, с гладкими вальцами характеризуется гладкой рабочей поверхностью вальцов. Кулачковые дорожные катки эффективны при уплотнении рыхлых грунтов. Из-за укрепленных на обейчаках вальцов давление под катком, увеличивая плотность материала. Толщина уплотняемого слоя не превышает 22-30 см. Валец решетчатого дорожного катка выполнен в виде решетки из литых металлических элементов. Такие катки применяют для уплотнения как связанных, так и не связанных комковатых грунтов с твердыми включениями, которые дробятся решетками катка, значительно повышая качество уплотнения.
Комбинированные катки оборудованы рабочими элементами, характерными для дорожных катков различного вида.
Самыми распространенными являются дорожные катки с пневмоколесами и вибрационным вальцом, обеспечивающим возможность работы с разными видами грунта: от суглинка и асфальтобетонной смеси до крупнообломочных материалов и песков. По количеству вальцов бывают одновальцовые, двухвальцовые и трехвальцовые дорожные катки.
Вибрационные катки (CLG 612H и CLG 614Н) предназначены для уплотнения грунтов с 1 по 4 категорию. Применяются при строительстве дорог, уплотнении площадок перед строительством зданий. Они представляют собой одновальцовую машину с гидравлическим приводом и функцией вибрации, которая предназначена для усиления эффекта уплотнения без увеличения массы машин. Вибрация может работать в двух режимах. Режим выбирается исходя из требований к плотности грунта. Для удобства, в качестве дополнительной опции предлагается оборудование для измерения плотности грунта. Особенностью данных моделей является гидравлический привод как вальца, так и задней оси, что позволяет плавно перемещаться, работать и на низких, и на высоких скоростях. Как следствие повышается проходимость машины. Это необходимо при работе на песчаной поверхности или на уклоне. В катках предусмотрены различные варианты исполнения: установка кулачкового бандажа, установка задних шин с различным рисунком, прибор для определения степени плотности грунта.
Техническое обслуживание катков
Чтобы асфальтовый каток работал долго и качественно, чтобы не возникало простоев из-за его неисправности, необходимо своевременное техническое обслуживание машины. Техобслуживание к тому же снижает трудовые и материальные затраты на его эксплуатацию. Но следует помнить, что в формуляре катка должны содержаться сведения о всех технических обслуживаниях дорожного катка, кроме ЕТО.
При техническом обслуживании дорожного катка надо соблюдать определенные меры безопасности.
Во-первых, производить работы только при выключенном двигателе. В случаях, когда необходимо обслужить дорожный каток с работающим двигателем, под катком не должно быть людей, а сам каток нужно заморозить, положив под вальцы упоры.
Следует избегать попадания электролита на незащищенные участки тела и одежду. Необходимо убедиться, что топливо из бака топливопроводов не вытекает.
Перед техобслуживанием проверьте состояние изоляции и проводов. В случае воспламенения топлива нельзя заливать огонь водой, гасить пламя нужно огнетушителем, землей, песком, очаг возгорания накройте войлоком или брезентом.
В зависимости от сроков проведения и объемов катка техобслуживание асфальтового катка подразделяется на следующие виды:
- ТО нового катка по окончании эксплуатационной обкатки после 30 моточасов работы;
- ЕТО (ежесменное техническое обслуживание) через 8-10 моточасов работы (ежедневно в начале и конце работы );
- ТО-1 проводится через каждые 125 моточасов работы катка;
- ТО-2 проводится через каждые 500 моточасов работы катка;
- ТО-3 проводится через каждые 1000 моточасов работы катка;
- сезонное обслуживание проводится при переходе с летнего на осенне-зимний режим работы.
Допускается десятипроцентное отклонение фактической периодичности проведения ТО-1, ТО-2, ТО-3. Технические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3, проводятся в закрытых помещениях при температуре не ниже +5°С. При техосмотре на открытых площадках нужно защитить разбираемые узлы от проникновения пыли, песка и грязи.
Смотрите также
Как выбрать межкомнатную дверь?